irisy_12 Картины из шерсти завоевывают всё большую популярность среди любителей рукоделия. Высокая декоративность работ, особый колорит и живая фактура волокон не может оставить равнодушным ценителей прекрасного. А сам процесс работы с шерстью, несмотря на свою трудоемкость, весьма увлекателен.

Вариантов или техник создания живописных картин из шерсти можно назвать две основных:
 
 
DSC_1105kv121. Картины (панно) созданные из шерсти путем валяния при помощи воды и мыла  и/или  фильцевания (перемешивание волокон путем деформирования их специальной иголкой с насечками). Шерсть при этом сваливается (свойлачивается), то есть волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный нетканый материал. Также можно создавать картину смешанным способом, когда сначала формируется в технике мокрого валяния полотно, затем на него наносится с помощью иглы рисунок . То есть на первом этапе задаются основные цветовые пятна картины, а на втором этапе сюжет прорисовывается иглой, уточняется. Можно использовать уже готовое нетканое полотно для нанесения рисунка иглой (фильцевание).
irisy i romashki v rame2. Картины, выложенные из окрашенной непряденой овечьей шерсти на основу под стеко - эта техника получила название "живопись шерстью". В этом случае, картина представляет собой многослойный пирог из шерсти, зажатый между стеклом и основой (оргалит). Процесс валяния здесь отсутствует, поэтому картина требует жесткого каркаса (обязательно оформление под стекло).
 
 
 
Основной материал для  картин- это шерсть в виде гребенной ленты или кардочеса.
Гребенная лента или топс - расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.
[Not a valid template]
Кардочесанная шерсть (кардочес, шерстяная вата)- это продукт чесания, в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты. [Not a valid template]
Для декоративности к шерсти примешиваются и  другие волокнистые материалы: вискоза, шелк, акрил и пр.
Вискозные волокна - мягкие, гладкие, прямые, с сильным блеском, менее прочные, чем волокна натурального шёлка.
[Not a valid template] [Not a valid template]
Визуально волокна вискозы и шелка различаются не сильно, поэтому взаимозаменяемы. Работать с вискозой сложно - электризуется, прилипает к стеклу и не держит форму, поэтому вискозу и шелк всегда примешивают к шерсти. Элементы картины, выполненные шерстью с примесью вискозы, блестят (отражают свет), отчего предметы выглядят более выразительными.
Где купить шерсть?
В больших городах - в любом магазине с товарами для творчества/рукоделия. Сама я закупаю волокна в интернет-магазинах. Цены на шерсть  варьируются в зависимости от качества волокна, большую роль играет тонина и длина волокна, имеет значение также фабрика-производитель. Шерсть австралийского мериноса очень дорогая по сравнению с отечественной шерстью (семёновская, троицкая). Но и качество шерсти у мериносных пород овец другое - тончайшее длинное, мягкое волокно.
Интернет-магазин, где можно купить экстратонкую мериносовую шерсть и видео мастер-классы по рисованию картин шерстью без заваливания:
 

This Post Has 19 Comments

  1. Aлександра Фёдорова

    Отвечаю сразу на популярный вопрос: "Шерсть какой тонины (имеется ввиду диаметр поперечного сечения шерстинки, выраженный в микрометрах) нужно покупать?" Не так это важно, поймите! ЛЮБАЯ шерсть подходит для этой техники! Это не валяные картины, а выложенные послойно из шерсти. Если для валяния требуется тонкое волокно, то здесь это не принципиально. У меня дома есть тонкая шерсть (с тониной или по-другому толщиной  18-22 мкм) и полутонкая (22-30мкм) и грубая (от 30мкм). Всё идет в дело. Тонкая шерсть хороша при работе с деталями переднего плана. Дает очень нежный акварельный эффект при щипании… Но и у грубой свои преимущества.

    Людей, которые впервые берут в руки шерсть и выкладывают свою первую картину  этот вопрос вообще не должен волновать. Вы эти нюансы сразу не прочувствуете всё равно. Не мудрите. Покупайте любую цветную шерсть  (чаще всего на пакете пишут "для валяния") и начинайте работать. Волокно, подходящее для валяния, всегда подойдет для техники выкладывания картин из шерсти на основу под стекло. Тут даже нитки и любые волокнистые материалы в ход идут.

  2. Анна

    Замечательные картины! Огромное спасибо за Ваши МК! Непременно попробую, тем более, что увлекаюсь живописью. У меня такой вопрос — а Вы пробовали картину свалять? Получится ли из этого что-то путное? Я недавно заинтересовалась валянием, заказала на Троицкой фабрике шерсть — вот жду.

    1. Aлександра Фёдорова

      Спасибо, Анна! Валять пробовала. Изобразительный эффект получается совершенно другой. Здесь своя прелесть. Однако работа с водой и мылом меня не особо обрадовала — на руках выскочила экзема. Поэтому валяние пока не пошло.

  3. Татьяна

    Александра, огромное Вам спасибо!
    Благодаря вашему сайту я смогла сделать картину из шерсти своими руками!!! 🙂 Очень много подробной информации, поэтому сделать самостоятельно картину было не так уж и сложно.

  4. Aлександра Фёдорова

    Вчера задали вопрос: Будет ли красива картина, если рисовать её только шерстью? у нас в городе нет вискозы, тем более шелка.

    Отвечаю:

    Шелк и вискоза блеском своим украшают работу. Это да. Но я пришла к этим волокнам лишь на второй год работы в этой технике -захотелось поэкспериментировать. Были положительные моменты, но больше негативных. Новичкам работать с шелком и вискозой тяжело. Это очень тонкие волокна, которыми можно работать только в смеси с шерстью, иначе они прилипают к рукам, к стеклу (когда его поднимаешь в процессе работы) и пр. Что касается Ваших сомнений -без шелка картина будет выглядеть не менее выигрышно — просто не будет нигде блеска и все. Ведь сам по себе шелк объем деталям не придает, и используется крайне мало ( примерно 1-5% в объеме всех волокон из которых выложена работа). Если использовать его в большем объеме (по количеству, если шелка будет, например 50%), то картина будет выглядеть хуже — все блестит, не разделяется передний и задний план. Тут важно понять, что добавляют его лишь для контраста (имею ввиду в сравнении с матовой шерстью), для увеличения выразительности -не более. То есть шелк и вискоза (их практически не различить визуально) добавляются для выразительности и декоративности при прорисовке лепестков и серединок цветов, например. Сама же картина рисуется шерстью! 95% шерсти точно! Не зря же пишу всегда "картина из шерсти, вискозы и шелка" — материалы перечисляю по убывающей… Я могла бы не использовать шелк и картина получилась бы такой же. Если Вы посмотрите на фотографию самой работы, то блеска практически не заметите, но если я смотрю на свою работу — она немного иначе смотрится в живую, более декоративно и живо -играют волокна.

  5. Юлия

    Александра, подскажите, пожалуйста: хочу научиться делать картины из шерсти своими руками, это очень сложно сделать? Может, таланты какие для этого нужны?

      1. НАТАЛИЯ

        Работать с шерстью могут все…вопрос как и что получится в результате. В процессе своего творчества с шерстью, я пришла к выводу, что тем кто рисует или рисовал,конечно, проще.Поэтому ко мне приходят больше за советом , как к художнику, подобрать цвета, создать обьем и т.д. а в остальном дело в терпении и кропотливости)

        1. Aлександра Фёдорова

          Согласна полностью, художникам проще))) Но не надо отчаиваться (к новичкам обращаюсь). Кстати у меня нет худ. образования, только лишь большая тяга к творчеству. Всему можно научиться. Литературы даже в интернете очень много, главное желание. Я уже второй год активно пишу маслом, и есть неплохие результаты, учитывая, что учусь методом тыка.

  6. Настёна

    Юлия, я тоже еще недавно мучилась вопросом, как сделать картину из шерсти своими руками (в моем захолустье нигде этому не учат). Пришлось учиться через интернет. Заказала у Саши два мастер класса (http://www.livemaster.ru/tepliekartini?cid=43977&clb=1&sort=0&sorder=desc). Достаточно подробно там описан процесс. А остальное дело фантазии и упорства.

  7. Даша

    Александра, как я поняла, технически возможно используя валяние из шерсти сделать картину, просто Вам этот способ не подошел (я просто хочу попробовать свалять картину)?

    1. Aлександра Фёдорова

      В валянии картин из шерсти есть своя специфика, свои нюансы. Плюс один большой- получаете полотно, которое, например, можно натянуть на раму. И таким нетканым гобеленом украсить интерьер. Также валяные картины оформляют и под стекло. Кому как нравится. Картины же, выложенные из шерсти без стекла не смогут существовать. Это минус.Но и есть жирный плюс — эта техника позволяет делать очень живописные, реалистичные картины. Валяние мне пока не подходит. Вода, мыло, большое пространство — с маленьким ребенком дома этого не сделать, это нужно мастерскую оборудовать… Мне скорее даже ближе способ, описанный в книге Ии Кокаревой (Озеровой) «Живописный войлок», где картина создается сухим способом — шерсть с помощью иглы приваливается к ткани, таким образом создается рисунок. А затем полотно проходит иглопробивную машину (шерсть прочно закрепляется в ткани) и получается нетканый гобелен.

    1. Aлександра Фёдорова

      Отличается. При мокром валянии немного иная фактура у живописного полотна выходит, более плотная, и еще есть один интересный момент: в валянии по-мокрому получаются интересные декоративные эффекты, предсказать которые сложно. Они случайны. Человек заложил рисунок, а вода и сами волокна его скорректировали по-своему.

  8. Валерия

    Александра, большое спасибо за статью! Подскажите, пожалуйста: чтобы красивее выглядело, в какой технике лучше выполнять картины — сухая шерсть или мокрая шерсть?

    1. Aлександра Фёдорова

      Валерия, это  разные техники. Есть сухое валяние картин из шерсти, есть мокрое валяние картин (панно) из шерсти и есть картины, выполненные из шерсти без заваливания (просто сухая шерсть выкладывается на ткань или флизелин, накрывается стеклом и помещается в рамку). Все 3 техники хороши, но результаты разные. Красиво может быть нарисовано  «и сухой и мокрой шерстью»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*